МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Оборот розничной торговли – стоимость товаров, проданных населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Он отражает фактическую выручку торгующих организаций от продажи товаров населению, включая товары частично или полностью оплаченные органами социальной защиты. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.

Индекс физического объема оборота розничной торговли – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора оборота) в текущем периоде по сравнению с базисным. Индивидуальные индексы отражают изменение объема продажи одного товара, общий (сводный) индекс физического объема оборота характеризует совокупные изменения товарной массы. Этот индекс показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

Оборот общественного питания – выручка от реализации собственной кулинарной продукции и покупных товаров, проданных населению для потребления, главным образом, на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.

В оборот общественного питания включается стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных: работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы; на дом по заказам населения; отдельным категориям населения с частичной или полной оплатой органами социальной защиты; по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.

Оборот розничной торговли (оборот общественного питания) включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу населению товаров (кулинарной продукции) через собственные торговые заведения (заведения общественного питания) или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров индивидуальными предпринимателями и физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли (оборот общественного питания) формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий и розничных рынков, выборочных обследований индивидуальных предпринимателей в розничной торговле с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов эти показатели досчитываются на объемы скрытой деятельности.

В оборот розничной торговли продовольственными товарами, помимо стоимости проданных населению продуктов питания, включается стоимость алкогольных напитков.

Ежеквартальные обследования деловой активности организаций розничной торговли представляют собой выборочные обследования, охватывающие все группы организаций по формам собственности и размеру.

В качестве простых индикаторов результатов обследований используются балансы оценок показателей (в процентах), определяемые как разность долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом, или как разность долей респондентов, оценивших уровень показателей как «выше нормального» и «ниже нормального» уровня.

На основе балансов оценок рассчитывается композитный индикатор – индекс предпринимательской уверенности. В розничной торговле индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния торговых организаций.

Оборот оптовой торговли – стоимость отгруженных товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

Оборот оптовой торговли формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий с распространением данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот оптовой торговли досчитывается на объемы скрытой деятельности.