Происходящие в обществе процессы становления и развития местного самоуправления требуют перехода на качественно новый уровень информационного обеспечения системы управления муниципальным образованием, основанной на организации и ведении статистического учета и отчетности на местном уровне.
Под муниципальной статистикой понимают систему статистической информации, характеризующей состояние массовых явлений и процессов, входящих в предмет ведения органов местного самоуправления. Главная цель ее заключается в обеспечении органов местного самоуправления информацией о социально-экономическом положении муниципальной территории для осуществления эффективного управления.
К основным задачам муниципальной статистики относят следующие:
- исследование экономических, социальных, демографических, экологических явлений в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития;
- формирование информации, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, составления и исполнения местного бюджета; для разработки муниципальных программ и осуществления наблюдения за ходом их выполнения.
В настоящее время существенно возросли требования к получению более расширенного перечня показателей социально-экономического развития регионов, отражающих состояние и качество проводимой экономической и социальной политики, эффективность достижения ее целей.
Основные принципы, которые необходимо соблюдать при построении системы показателей муниципальной статистики:
- соответствие общей методологии и принципам построения статистических показателей, используемых отечественной статистикой;
- обеспечение единства методологии построения основных сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями в системе государственной централизованной статистики;
- удовлетворение потребностей местных органов самоуправления в качественной информации, отражающей основные социально-экономические явления и процессы, происходящие на муниципальной территории.
Действующая нормативная правовая база позволяет органам местного самоуправления самостоятельно реализовать предоставленные Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» им полномочия. В соответствии с п.6 статьей 17 «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 11 ноября 2006 г. № 670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования». Постановление устанавливает Правила предоставления статистических показателей органами местного самоуправления органам государственной власти, которые введены в действие с 1 января 2007 года. На основе действующей статистической отчетности и утвержденных новых форм Росстатом формируется Перечень показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, для дальнейшей загрузки в Базу данных показателей муниципальных образований (БД ПМО). К сформированной БД ПМО обеспечен доступ органам государственной власти и местного самоуправления.
Согласно учету муниципально-территориальных изменений в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2024 года муниципально-территориальная структура области представлена 113 муниципальными образованиями, в том числе 9 - городскими округами, 13 - муниципальными округами, 7 - муниципальными районами, 6 - городскими и 78 - сельскими поселениями.